Трейдер работает на различных финансовых рынках (Форекс, индексов, криптовалюты и т.д.) через брокера. Тот обеспечивает ему доступ к торговому терминалу и финансам для проведения сделок. Взаимодействие трейдера и брокера происходи через сайт брокерской компании. Для начала торговли трейдер должен внести определённую сумму в зависимости от торгового счета на свой депозит на этом сайте. На этот же депозит аккумулируется вся прибыль от сделок.
Для получения своих денег трейдер должен оформить заявку, по которой брокер переведет ему деньги на банковский счет. Однако, увы, нередки ситуации, когда тот блокирует счет трейдера и отказывается переводить ему деньги.
Причины блокировки счета трейдера
Конечно, бывают ситуации, когда блокировка счета оправдана:
- Брокер заподозрил, что доступ к личному кабинету трейдера получило третье лицо.
- Проблемы с верификацией счета (не следует путать с авторизацией). Например, брокер заподозрил, что для верификации клиент предоставил не свои документы.
- Использование трейдером торговых стратегий, которые данный брокер запретил. Например, многие брокерские компании запрещают хеджирование (локирование) торговых позиций.
- Нереально высокая прибыль. Счет будет заблокирован до выяснения причины. Возможен технический сбой и т.д.
- Трейдер открыл на брокерском сайте несколько аккаунтов.
В таких ситуациях блокировка счета оправдана и трейдер может предъявлять претензии только к себе. Необходимо написать в техническую поддержку, выяснить причину блокировки и попытаться ее устранить.
Но очень часто возникают ситуации, когда брокер блокирует счет неправомерно. Например, требует перечислить дополнительно еще определенную сумму якобы для страхования перевода. Или ссылается на то, что счет трейдера долгое время был неактивен. Все эти действия имеют признаки мошенничества. То есть брокер хочет попросту присвоить себе деньги трейдера.
Как поступать, если брокер заблокировал счет
Как вернуть депозит в таких случаях неправомерной блокировки счета? Можно, конечно, обратиться в правоохранительные органы. Но в 99,9999% случаев это бесполезно. Скорей всего выяснится, что брокерская компания работает вне национальной юрисдикции трейдера, имеет юридический адрес в каком-нибудь офшоре и т.д. да и доказательств мошенничества у трейдера, скорей всего, не будет. Доказательств, с точки зрения судебного разбирательства. Поэтому наиболее реальный путь вернуть свой депозит, это воспользоваться чарджбэком – принудительным списанием денег с банковской карты брокера на карту пострадавшего трейдера.
Для этого ему необходимо обратиться в банк, который обслуживает карту, с которой были перечислены деньги. Там написать заявление на чарджбэк на специальном бланке, в котором указать:
- Номер транзакции перевода, ее дату и сумму.
- Код претензии.
Все эти данные трейдеру должны предоставить в банке. Заявление пишется на английском и русском языках.
К заявлению прилагается пояснительная записка, в которой подробно описывается ситуация с брокером, а также в виде приложения предоставляются доказательства мошенничества. Это могут быть скриншоты переписки трейдера и брокера, аудиофайлы их переговоров, копия Пользовательского соглашения, скриншоты личного кабинета трейдера и т.д. В чарджбэке в отличие от суда, скриншоты и записи разговоров доказательствами являются! И, разумеется, их необходимо собирать заранее. Лучше вообще все сотрудничество с брокером документировать.
Также в пакет документов для чарджбэка, помимо заявления и пояснительной записки входят:
- копия паспорта;
- договор на обслуживание в банке;
- выписка по банковской карте.
Весь этот пакет документов предоставляются банку. Но тот может отказать в инициации чарджбэка по следующим причинам:
- Вышел срок для его проведения – со дня перевода денег прошло более 540 дней.
- Деньги были перечислены не при помощи банковских карт VISA, MasterCard или МИР. То есть необходимо, чтобы деньги списывались и принимались на карты этих международных платежных систем (МПС).
- Деньги были переведены физическому, а не юридическому лицу.
Если причин для отказа нет и в пакете документов нет ошибок банк в месячный срок обязан переслать эти документы в МПС, которой принадлежит банковская карта брокера. А эта МПС перешлет их в банк, который обслуживает карту брокера.
Этот банк может поступить следующим образом:
- посчитать, что действия его клиента – брокера неправомерны и списать деньги с его карты и перечислить их на карту трейдера.
- не согласиться с доводами трейдера и отказать ему – отбить чарджбэк.
В этом случае трейдер имеет право повторно написать заявление на чарджбэк. Тогда его будет рассматривать лишь МПС. И ее решение будет окончательным.
Несколько нюансов по чарджбэку
- Деньги по чарджбэку будут списаны лишь те, которые были трейдером переведены брокеру. Если на депозите еще были деньги, которые трейдер заработал торговлей, то они возвращены не будут.
- В подавляющем большинстве случаев брокеры-мошенники не имеют лицензии, дающей им право работать в России. То есть их деятельность в принципе незаконна. А значит незаконно его обслуживание российским банком. Если его обслуживал российский банк (а это легко определить по номеру банковской карты, на которую был сделан перевод), то трейдер может написать жалобу на этот банк в Центральный Банк России и правоохранительные органы. Это вызовет проверку этого банка и в такой ситуации он вряд ли откажет трейдеру в удовлетворении чарджбэка.
- Для осуществления чарджбэка, лучше обратиться к адвокату, специализирующегося в таких вопросах. Оплата за его труд – процент от возвращенных им денег. И никаких авансов!
Как видим, если брокер заблокировал счет, то вернуть депозит вполне возможно.